О проекте «Изучи интернет – управляй им» рассказали на научно-практической конференции по интернет-безопасности детей и молодежи
18 февраля во Владимире состоялась IX Межрегиональная научно-практическая конференция «Диалог-online» по проблемам интернет-безопасности детей и молодёжи. Главной темой мероприятия стали актуальные задачи кибер- и медиабезопасности в условиях интенсивной цифровизации общества.
Организатором мероприятия традиционно выступила Владимирская областная библиотека для детей и молодёжи при поддержке Департамента культуры Владимирской области и Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой. Участие в конференции, которая прошла в гибридном формате «офлайн + онлайн», приняли порядка 300 человек: педагоги, библиотекари, специалисты по интернет-безопасности.
Конференция открылась приветственным словом Виктории Власенко, начальника информационно-компьютерного отдела Департамента образования Владимирской области, По ее мнению, образование должно претерпеть ряд изменений в связи с цифровой трансформацией и развитием цифровой среды, в которую погружены современные дети и молодежь:
«Цифровые технологии помогают сделать образование доступным и одинаково полноценным для всех. Однако возникают проблемы с организацией комфортной информационной среды и наличием в сети противоправного контента. Мы должны это учитывать, учить детей и молодежь, в первую очередь, работе с информацией», - отметила Виктория Власенко.
«Диалог» продолжился докладом Виктора Волчека, инженера-исследователя Института проблем информатики РАН, в котором он отметил тенденцию смены парадигмы образования: с «образования на всю жизнь» на «образование в течение всей жизни». Последняя парадигма вполне успешно поддерживается дистанционными формами обучения, которые «делают знания хорошего качества открытыми для всех». Однако есть и отрицательные моменты «дистанта»:
«Во-первых, в семьях не хватает техники и мощности каналов связи. Во-вторых, нагрузка по организации процесса обучения полностью ложится на родителей, к чему они могут быть не готовы. В-третьих, у детей могут появиться признаки выгорания, проблемы как с физическим, так и психическим здоровьем», - поделился выводами Виктор Волчек и добавил, что справиться с этими проблемами помогут навыки тайм-менеджмента, которыми должны получить не только дети, но родители, организация рабочего места и расписания. Нельзя забывать и о безопасности: в домашней сети должны быть настроены фильтры, а для детей созданы отдельные, защищенные, учетные записи для входа в интернет.
Об одной из проблем, катализатором которой может стать дистанционное образование, предполагающее постоянное использование цифровых технологий, рассказала Ирина Алборова, заведующая детским диспансерным отделением Областной психиатрической больницы №1 города Владимира. Это компьютерная зависимость. Среди самых часто встречающихся видов этой «болезни»: интернет-серфинг или блуждание по сети с целью поиска информации, не несущей глубокого смысла, зависимость от виртуального общения и от видеоигр. Психологическими проявлениями компьютерной зависимости могут быть депрессивные расстройства, повышенная тревожность, утрата интереса к учебе и общению, физическими – нарушение зрения, синдром «сухого глаза», тоннельный синдром в запястье, нарушение сна.
«Один из способов профилактики компьютерной зависимости – это совместное времяпрепровождение с эмоциональной привязкой, в том числе и с использованием гаджетов, - посоветовала Ирина Алборова. – Хороший пример такого совместного досуга, когда внук учит свою бабушку пользоваться компьютером, сайтами. Это одновременно и общение, и способ отвлечься от бесцельного блуждания по сети».
Виктория Бунчук, пресс-секретарь, руководитель социальных проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ рассказала о проекте в области цифровой грамотности, который реализуется КЦ при поддержке «Ростелекома» - «Изучи интернет – управляй им». Он включает интерактивный портал с образовательными играми, викторину с тремя сотнями увлекательных вопросов об интернете и цифровых технологиях, приложение с тестами, словарь интернета; на платформе проекта регулярно проводятся онлайн-турниры и чемпионаты по киберграмотности.
«Тема безопасного поведения в сети – одна из главных в нашем проекте. Например, на портале есть три игровых модуля, посвященных защите от фишинга, конфиденциальности в интернете и общим правилам безопасности. Почти в каждом туре викторины есть вопросы, связанные с кибербезопасностью. А однажды этой теме мы посвятили целый чемпионат!» - рассказала Виктория Бунчук
Еще один доклад конференции был посвящен особенностям поколения Альфа, то есть детям, рожденным после 2010 года и практически с рождения имеющим доступ к цифровым технологиям. Психолог-исследователь Фонда Развития Интернет Оксана Теславская, отметила, что для этого поколения характерно обитание в смешанной реальности, когда разница между реальным и виртуальным миром стирается. Они также имеют особенности когнитивных процессов, среди которых многозадачность, сообразительность и гибкость мышления при специфической работе памяти – важно не знать, а понимать, где искать; при этом они обладают более высокими требованиями к онлайн-приватности, нежели их родители.
«Чтобы интерес к интернету не перерос в зависимость, родителям альфа-детей следует занимать активную позицию в их обучении использованию цифровых технологий, интересоваться их активностью в сети, а кроме этого искать совместные формы досуга и контролировать себя при использовании цифровых технологий – требования, предъявляемые ребенку, должны распространяться и на самих родителей», - рассказала Оксана Теславская.
Запись пленарного заседания конференции и секции «Вопросы безопасности детей и молодежи в глобальной информационной среде» доступны на официальном youtube-канале Владимирской областной библиотеки для детей и молодёжи.